Логистическая единица — любая композиция наименований товаров, созданная с целью транспортирования и/или хранения на складе, движение которой по цепи поставок должно направляться и контролироваться. Это может быть контейнер, поддон и пр.
С развитием цепей поставки возрастает и потребность идентификации не только потребительских товаров, попадающих непосредственно к потребителю, но и транспортируемых и складских единиц. Кроме того, все чаще возникает необходимость в маркировке возвратной тары. В рамках международной системы GS1 разработан единый подход к решению этих вопросов.
При международных перевозках единица поставки может многократно перемещаться через государственную границу, передаваться от одного перевозчика другому, храниться на транзитных складах. Каждый этап грузовых перевозок требует передачи соответствующей сопроводительной информации по единице поставки, а наличие стандартного идентификационного номера позволяет сделать её перемещение индивидуально отслеживаемым. И это отслеживание является одним из применений системы GS1 .
Для идентификации единиц поставки на всех этапах транспортировки используется уникальный стандартный 18-разрядный идентификационный номер GS1, известный как порядковый номер транспортной упаковки (SSCC — Serial Shipping Container Code). Он используется всеми сторонами, участвующими в транспортировке, является незначащим, предназначен только для однозначной идентификации единицы поставки и является “ключом” к базе данных, где хранится подробная информация о грузе.
Структура идентификационного номера SSCC:
Индикатор упаковки |
Регистрационный номер GS1 предприятия и индивидуальный номер логистической единицы, присвоенный пользователем (ссылочный номер изделия) |
Контрольная цифра |
I |
N1 N2 N3 N4 N5 N6 N7 N8 N9 N10 N11 N12 S1 S2 S3 S4 |
C |
Индикатор упаковки “I” используется для расширения SSCC, он присваивается тем предприятием, которое присваивает SSCC.
Индивидуальный номер логистической единицы S присваиваются пользователем. Обычно используется последовательный порядок присвоения.
Как правило, регистрационный номер GS1 пользователю системы, которым обычно является предприятие, формирующее логистическую единицу, присваивается Национальной организацией товарной нумерации и штрихового кодирования (в Республике Беларусь такой организацией является Ассоциация ГС1 Бел.). Контрольная цифра С вычисляется из значений предшествующих 17-и цифр по стандартному алгоритму.
Идентификационный номер SSCC – это единственный обязательный элемент стандартной транспортной (логистической) этикетки.
В этикетках стандарта GS1 следует использовать символику штрихового кода EAN/UСC–128, специфические особенности которой обеспечивают высокую степень защищенности. Применяемые системы могут отличать указанную символику от любых других типов символов.
Если все торговые партнеры, включая перевозчиков и третьи стороны, могут читать SSCC и обмениваться сообщениями EDI, содержащими полное описание логистических единиц, а также имеют в базе данных файл, доступ к которому открывается при считывании SSCC, никакой дополнительной информации кроме SSCC не требуется. Однако на практике часто используют логистическую этикетку, которая прикрепляется к логистической единице по мере формирования последней. Логистическая единица также может сама являться предметом торговли и подпадать под соответствующие правила GS1. В таком случае логично создавать единую этикетку, содержащую всю необходимую сопроводительную информацию в виде штриховых кодов.
GS1 совместно с многими заинтересованными сторонами разработан добровольный стандарт для применений этикеток со штриховыми кодами.
Предназначение транспортной этикетки – обеспечить качественную и сжатую информацию о единице поставки и её перемещении в стандартизованной и пригодной для автоматизированной обработки форме.
Различные торговые партнеры, вовлеченные в цепочку поставки, имеют разные информационные нужды, поэтому структура представления информации на транспортной этикетке очень гибкая. Её стандарт предусматривает лишь некоторые обязательные элементы, общее размещение информации и рекомендованные размеры. Собственник или перевозчик груза может размещать необходимую дополнительную информацию, как в форме текста, так и в виде штриховых кодов. Схема логистической этикетки отражает характер процесса цепи поставок, группируя информацию в виде трех логических разделов: раздел поставщика, раздел потребителя и раздел перевозчика. Каждый из них может применяться в разное время по мере появления соответствующей информации. В дополнение к этому, в каждом разделе штриховые коды отделены от текстовой информации, чтобы облегчить раздельную обработку информации машиной и человеком.
Информация представляется на этикетке в трёх разделах. Разделом называется логическая группировка информации, известная в заданный период времени. Как правило, в верхнем разделе размещается информация произвольной формы, например, логотип поставщика. В средней части размещается текстовая информация и человекочитаемые символы, отображаемые в виде штриховых кодов. Нижняя часть секции предназначена для самих штриховых кодов с их буквенно-цифровыми элементами. Код SSCC должен быть расположен самым последним.
Рекомендованные размеры транспортной этикетки основываются на стандартных форматах ИСО А5 и А7:
Высота этикетки может увеличиваться или уменьшаться, но ее ширина (148мм или 105мм) остается неизменной.
С использованием идентификаторов применения в штриховом коде EAN/UСC–128 может быть представлена самая разнообразнейшая информация.
Формат и значения идентификаторов применения устанавливается стандартами системы GS1. Системой GS1 выработана процедура оперативного внесения изменений в эти стандарты.
Как производитель, продавец или поставщик логистических услуг, вы должны точно знать, где находятся ваши партии товаров в любое время, откуда они пришли, а также когда и куда они должны прибыть.
Выявление, сбор и обмен информацией о перемещении продуктов и оцифровка повседневных бизнес-процессов не только улучшает взаимодействие между заинтересованными сторонами, но и создает высокоэффективную, устойчивую и основанную на сотрудничестве логистическую среду.
GS1 работает над тем, чтобы в реальном времени обеспечить полную прозрачность всей цепочки поставок, от источника до потребителя, независимо от вида транспорта.
Примеры из практики
• ContiTech превращает сложность в упрощенную прослеживаемость с помощью стандартов GS1
• HFG выводит услуги ТОиР на новый уровень с серийными подшипниками на основе GS1
• Эффективные процессы на железнодорожной станции с GS1 EPC / RFID
Просмотреть все примеры использования транспорта и логистики
Узнать больше
• GS1 и транспорт и логистика за 15 минут
• Стандарт применения модели взаимодействия логистики GS1
• Идентификационные ключи GS1 в транспорте и логистике – Интерактивное руководство пользователя
• Сообщения GS1 XML EDI – Интерактивное руководство пользователя
Любые вопросы?
Мы можем помочь вам начать работу или показать, как улучшить то, что вы уже делаете, с помощью наших стандартов в области